Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — русский язык
Вариант № 1742
1.  
i

Пи­шет­ся о на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) сотв..рение
2) к..сание
3) трансп..рант
4) отт..лк­нуть
5) нагр..ждённый
2.  
i

Пи­шет­ся и на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) сопр..част­ность
2) пр..тен­дент на долж­ность
3) пр..на­ря­дить­ся
4) пр..стро­ить­ся
5) пр..вра­тить в шутку
3.  
i

Двой­ные со­глас­ные пи­шут­ся в сло­вах:

1) бе(с/сс)траст­ный
2) га(л/лл)ерея
3) ра(с/сс)пи­лить
4) коло(с/сс)аль­ный
5) тума(н/нн)ый
4.  
i

Пи­шет­ся о на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) огорч..н
2) ч..рст­вый
3) галч..нок
4) за рубеж..м
5) порош..к
5.  
i

Пи­шет­ся ы на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) нац..я
2) эти гор­дец..
3) ц..стер­на
4) под..то­жить
5) меж..гро­вой
6.  
i

Пи­шет­ся о на месте всех про­пус­ков в сло­вах:

1) каб­луч..к
2) из­мельч..н
3) из щ..лки
4) за рубеж..м
5) обж..ра
7.  
i

Пи­шет­ся е на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) он помн..т
2) тре­вож..шься
3) окле..вать обо­я­ми
4) вы­смотр..вший
5) не­ис­прав­ля..мый
8.  
i

Пи­шет­ся и на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) он завис..т от вас
2) крикн..шь
3) за­глаж..вать
4) не­про­мо­ка..мый
5) мы шага..м
9.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, где пи­шет­ся ни:

 

Куда 1)н.. глянь, по­всю­ду был им­пе­ра­тор­ский ки­тай­ский сад, ко­то­рый 2)н.. мог 3)н.. ожив­лять во­об­ра­же­ние че­ло­ве­ка, и, может, по­это­му в ми­ну­ты по­се­ще­ния его моё на­стро­е­ние 4)н.. разу 5)н.. омра­чи­лось.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
10.  
i

Пи­шет­ся не раз­дель­но во всех слу­ча­ях в рядах:

1) (не)мамин пла­ток; по­сто­ян­ное (не)до­мо­га­ние
2) за­да­ча (не)ре­ше­на; (не)за­стро­ен­ный до­ма­ми
3) (не)по­бе­ди­мая армия; (не)спо­кой­ное, а тре­вож­ное время
4) да­ле­ко (не)удач­ный ответ; (не)про­стив об­ма­на
5) (не)до­ши­тое из­де­лие; пла­тье (не)новое, но кра­си­вое
11.  
i

Через дефис пи­шут­ся слова:

1) (радио)сеть
2) го­во­рить (по)не­мец­ки
3) (крат­ко)сроч­ный
4) (экс)чем­пи­он
5) (пол)Бра­слав­ско­го рай­о­на
12.  
i

Тире на месте про­пус­ка обя­за­тель­но ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Вос­тор­гать­ся по­сто­ян­но при­ро­дой _ зна­чит по­ка­зы­вать ску­дость сво­е­го во­об­ра­же­ния.
2) Взгляд_ есть меч души.
3) И море, и ветер, и песни птиц, и рыбы_ всё это еди­ное целое.
4) Со­зда­ние ин­тер­ак­тив­ных элек­трон­ных учеб­ни­ков но­во­го по­ко­ле­ния_ одно из пер­спек­тив­ных на­прав­ле­ний в мо­дер­ни­за­ции учеб­но­го про­цес­са.
5) Вода в озере_ чище, чем в реке.
13.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют дан­ной схеме (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны)?

[..., |де­е­при­част­ный обо­рот|, ...].

1) После чае­пи­тия мы одев­шись по­теп­лее снова вы­хо­дим в свер­ка­ю­щий на солн­це сад.
2) На бре­вен­ча­тых сте­нах дро­жа­ла падая сквозь лист­ву хру­сталь­но-зо­ло­тая сетка сол­неч­ных лучей.
3) Она осто­рож­но схо­дит с крыль­ца на замёрзшую за ночь до­рож­ку и рас­ста­вив руки де­ла­ет не­сколь­ко шагов.
4) Даже сей­час не­смот­ря на всю на­ив­ность сю­же­та зри­те­ли с удо­воль­стви­ем ходят на этот фильм.
5) Я на­гнул­ся и уви­дел за­рос­шую вьюн­ком до­щеч­ку с почти стёртой над­пи­сью.
14.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны):

1) Было сол­неч­но но впро­чем до­воль­но про­хлад­но.
2) Ты может быть тоже хо­чешь по­ехать на экс­кур­сию?
3) Всё это ра­зу­ме­ет­ся наши ги­по­те­зы а до­ка­за­тельств ещё нет.
4) Всё-таки он не придёт се­год­ня.
5) Оче­вид­но что я не­удач­но вы­ра­зил­ся.
15.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют при­ведённой ниже схеме (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны)?

[ ], и [ ]

1) Прав­да сту­чит­ся в серд­ца пре­одо­ле­вая любые про­стран­ства и не может быть оста­нов­ле­на ни­ка­ки­ми Гра­ни­ца­ми.
2) Мою жену мало вол­ну­ют по­доб­ные слухи и вы мо­же­те не при­да­вать им ни­ка­ко­го зна­че­ния.
3) Раз­го­вор с ди­рек­то­ром вско­лых­нул вос­по­ми­на­ния и эти вос­по­ми­на­ния были не­при­ят­ны.
4) За окном гре­ме­ли колёса тяжёлых по­во­зок и рит­мич­но цо­ка­ли кон­ские ко­пы­та.
5) Моих уни­вер­си­тет­ских то­ва­ри­щей-моск­ви­чей с до­школь­но­го воз­рас­та во­ди­ли по те­ат­рам и для них были до­ступ­ны сто­лич­ные музеи и га­ле­реи.
16.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях:

1) Помни, что если бы ты за­хо­тел опро­верг­нуть все не­ле­по­сти, в какие люди верят, то на это не хва­ти­ло бы и веч­но­сти.
2) Ка­за­лось, что в этих домах горят ты­ся­чи све­чей, и что сей­час какой-то зим­ний празд­ник.
3) Кому хо­чет­ся си­деть в душ­ном клас­се, когда за окном бу­шу­ет си­рень, слы­шат­ся ре­бя­чьи го­ло­са и раз­да­ют­ся удары по фут­боль­но­му мячу?
4) ВыЙдЯ из по­ко­ев, чтобы сесть в эки­паж, она за­жму­ри­лась от яр­ко­го днев­но­го света и за­сме­я­лась от удо­воль­ствия.
5) Я остал­ся на вы­со­те трёхсот ярдов от земли, ожи­дая каж­дую ми­ну­ту, что меня сдует вет­ром, или я сам ку­ба­рем ска­чусь с крыши.
17.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях:

1) По ве­че­рам в парке играл ор­кестр, и ра­бо­та­ли ат­трак­ци­о­ны.
2) О том, что Дель­виг дол­жен ехать из Ви­теб­ска и что путь его пройдёт по псков­ской земле, знали мно­гие пе­тер­бург­ские дру­зья Пуш­ки­на.
3) Было хо­лод­но и сыро и я не хотел вы­би­рать­ся из па­лат­ки.
4) Всё что про­ис­хо­дит с нами, остав­ля­ет тот или иной след в нашей жизни.
5) Я с уми­ле­ни­ем за­ме­тил, что, пока мы вели свет­ские бе­се­ды, малыш прилёг на ди­ван­чи­ке и за­снул в об­ним­ку с плю­ше­вым мед­ве­дем.
18.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) «Как это тебе при­шло в го­ло­ву сле­дить за нами?» — воз­му­тил­ся ста­рик.
2) С. Я. Мар­шак го­во­рил, что: «пи­са­тель дол­жен чув­ство­вать воз­раст каж­до­го слова».
3) «Мама, ты здесь?» — тихо спро­сил малыш. — «По­дой­ди ко мне».
4) «Не приду я се­год­ня, — сла­бым го­ло­сом про­из­нес­ла Та­ма­ра и, гром­ко чих­нув, до­ба­ви­ла: — За­бо­ле­ла я».
5) Зина по­смот­ре­ла на меня и огорчённо вздох­ну­ла: «Стыд­но с та­ки­ми спо­соб­но­стя­ми так ле­нить­ся».
19.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) — Лена, кто там? — донёсся из со­сед­ней ком­на­ты при­глушённый бас.
2) По сло­вам Эпи­ку­ра: «глупо про­сить у богов то, что че­ло­век сам может себе до­ста­вить».
3) «Ты так убе­ди­тель­но про­сишь, — ска­зал Бра­ниц­кий: — Как будто пред­чув­ству­ешь отказ».
4) «Не помню я, о чём они го­во­ри­ли! — за­кри­чал Коля и шёпотом до­ба­вил: — С пе­ре­пу­гу не помню».
5) Маль­чик снял шапку и по­ин­те­ре­со­вал­ся:
— Дядя, а вы на­сто­я­щий ху­дож­ник?
— Да. А по­че­му ты об этом спра­ши­ва­ешь? — за­сме­ял­ся Ни­ки­тин.
20.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) «Кожа» ро­бо­та-че­ло­ве­ка вы­пол­не­на не из твёрдой пласт­мас­сы_ как у дру­гих ро­бо­тов_ а из эла­стич­но­го си­ли­ко­на.
2) И всё-таки не кто дру­гой_ как фрау Дит­мар_ по­мог­ла Иоган­ну про­ник­нуть в среду, куда он до сих пор тщет­но пы­тал­ся по­пасть.
3) Книга ад­ре­со­ва­на_ как во­ка­ли­стам или хор­мей­сте­рам, так и ши­ро­ко­му кругу чи­та­те­лей, обу­ча­ю­щих­ся соль­но­му или хо­ро­во­му пению.
4) Дел-то по дому хоть от­бав­ляй, а он себе спит_ как уби­тый.
5) Ей_ как самой бла­го­ра­зум­ной и серьёзной де­вуш­ке_ по­ру­чи­ли при­смат­ри­вать за Машей.
21.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, на месте ко­то­рых нужно по­ста­вить за­пя­тую:

 

Осен­нее солн­це осве­ща­ло берёзовые и оси­но­вые ли­стья1)_ и2)_ когда пёстрая листва тре­пе­та­ла от ветра, мне на­чи­на­ло ка­зать­ся3)_ это ты­ся­чи ярких ба­бо­чек4)_ взмах­нув кры­лья­ми5)_ на­пол­ня­ют не­ве­со­мой кра­со­той про­зрач­ный воз­дух

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
22.  
i

Ука­жи­те, какие из дан­ных гла­голь­ных форм имеют оди­на­ко­вое стро­е­ние:

1) сэко­но­мил
2) сэко­ном­лен
3) сэко­но­мив­ший
4) сэко­ном­лю
5) сэко­но­мив
23.  
i

Какие мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки со­от­вет­ству­ют вы­де­лен­но­му в пред­ло­же­нии при­ча­стию?

 

Слу­чай­но услы­шан­ный раз­го­вор силь­но воз­бу­дил моё лю­бо­пыт­ство.

1) на­чаль­ная форма — услы­шан­ный
2) дей­стви­тель­ное
3) про­шед­ше­го вре­ме­ни
4) в пол­ной форме
5) в форме ви­ни­тель­но­го па­де­жа
24.  
i

Вер­ны­ми яв­ля­ют­ся утвер­жде­ния:

1) Все при­ла­га­тель­ные в крат­кой форме со­гла­су­ют­ся с име­нем су­ще­стви­тель­ным в роде, числе и па­де­же.
2) В сло­во­со­че­та­нии "кан­це­ляр­ская душа" вы­де­лен­ное слово яв­ля­ет­ся ка­че­ствен­ным при­ла­га­тель­ным.
3) Же­сто­чай­ший - это пра­виль­но об­ра­зо­ван­ная про­стая форма пре­вос­ход­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го жёсткий.
4) В при­ла­га­тель­ных "иво­вый, сли­во­вый" уда­ре­ние па­да­ет на пер­вый слог.
5) В пред­ло­же­нии "Испечённый в золе кар­то­фель ка­зал­ся нам уди­ви­тель­но вкус­ным" при­ла­га­тель­ное вы­пол­ня­ет функ­цию опре­де­ле­ния.
25.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Ту­ри­стам при­ш­лось из­ме­нить марш­рут, чтобы за­па­стись не­об­хо­ди­мы­ми про­дук­та­ми.
2) От этой бе­се­ды у меня оста­лось какое-то дву­лич­ное впе­чат­ле­ние.
3) Чтобы до­стать это ру­мя­ное яб­ло­ко, мне при­ш­лось под­прыг­нуть вверх.
4) Спортс­ме­ны раз­де­ли­ли ра­дость по­бе­ды со своим тре­не­ром.
5) Боль­шое вни­ма­ние уде­ле­но опи­са­нию самых ха­рак­тер­ных черт ха­рак­те­ра глав­но­го героя.
26.  
i

Син­так­си­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Тайга, уба­ю­кан­ная ве­чер­ней про­хла­дой, го­то­ви­лась встре­тить ночь.
2) Он от­ли­чал­ся не толь­ко при­ят­ны­ми чер­та­ми лица, но и хо­ро­ши­ми ма­не­ра­ми.
3) Объ­яс­ни­те людям о том, что им нужно де­лать.
4) Поль­зу­ясь со­ве­та­ми спе­ци­а­ли­стов, всё ста­нет про­стым и по­нят­ным.
5) Да­вай­те спро­сим его о том, что как он со­би­ра­ет­ся это сде­лать.
27.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Бобр - жи­вот­ное из от­ря­да гры­зу­нов с цен­ным мехом. (2) Мех вы­со­кий, гу­стой, мяг­кий, от свет­ло- до тёмно-ко­рич­не­во­го силь­но раз­ви­та под­пуш­ка.

(3) Бобр имеет внеш­нее сход­ство с во­дя­ной кры­сой. ( 4) Тело у него об­те­ка­е­мой формы не­боль­шая го­ло­ва с плот­но при­жа­ты­ми ма­лень­ки­ми ушами, ко­рот­кая шея и мас­сив­ное, по­сте­пен­но рас­ши­ря­ю­ще­е­ся к се­ре­ди­не ту­ло­ви­ще. (5) Окан­чи­ва­ет­ся ту­ло­ви­ще силь­ным вес­ло­об­раз­ным хво­стом, плос­ким и по­кры­тым оро­го­вев­ши­ми че­шуй­ка­ми. (6) Хвост слу­жит рулём при пла­ва­нии и ны­ря­нии, а в мо­мент опас­но­сти бобр подаёт сиг­на­лы чле­нам своей семьи, гром­ко шлёпая хво­стом по воде.

(7) По­верх губ тор­чат боль­шие силь­ные резцы - од­но­вре­мен­но пила и мо­ты­га вод­но­го гры­зу­на. (8) С по­мо­щью этих рез­цов он легко под­та­чи­ва­ет за две - три ми­ну­ты мо­ло­дую осину тол­щи­ной в че­ло­ве­че­скую руку. (9) А бла­го­да­ря за­мы­ка­ю­щим­ся мя­си­стым нозд­рям бобр, плот­но сжав их, может на­хо­дить­ся под водой чет­верть часа.

(10) Пе­ред­ние и зад­ние ко­неч­но­сти бобра раз­лич­ны. (11) Пе­ред­ние ноги ма­лень­кие, но силь­ные. (12) Они на­по­ми­на­ют руки, так как бобр обыч­но ими поль­зу­ет­ся при еде. (13) Зад­ние ноги длин­нее и снаб­же­ны пла­ва­тель­ны­ми пе­ре­пон­ка­ми. (14) Когти боль­шие, на вто­ром паль­це зад­ней ко­неч­но­сти ко­готь раз­дво­ен (для расчёсы­ва­ния меха).

( 15) Бобр ак­ти­вен ночью и в су­мер­ках, днём его ак­тив­ность сни­жа­ет­ся. ( 16) Живёт бобр возле чи­стой воды, на ле­си­стом бе­ре­гу.

Про­чи­тай­те текст и опре­де­ли­те, какие из пе­ре­чис­лен­ных ниже утвер­жде­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста:

1) Мех боб­ров очень ценен.
2) Хвост бобра по­крыт гу­стым кра­си­вым мехом.
3) Хвост слу­жит бобру рулём при пла­ва­нии и ны­ря­нии.
4) Пе­ред­ние и зад­ние ко­неч­но­сти у бобра оди­на­ко­вой длины.
5) Бобры ведут пре­иму­ще­ствен­но ноч­ной образ жизни.
28.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—А30 и В1—В5

(1) Лей­те­нант резко взял с места, на­прав­ля­ясь к ку­стар­ни­ку, од­на­ко в рых­лом снегу лыжи сколь­зи­ли плохо, про­ва­ли­ва­ясь в глу­бо­кие колеи, из ко­то­рых тор­ча­ли лишь их изо­гну­тые концы. (2) А ветки ку­стар­ни­ка цеп­ля­лись за мас­ки­ро­воч­ный халат, сры­ва­ли с го­ло­вы ка­пю­шон. (3) На­вер­ное, чет­верть часа лей­те­нант про­ди­рал­ся через ку­стар­ник, пока на­ко­нец не вы­рвал­ся в поле. (4) Взгляд его был устремлён вперёд, лей­те­нант не огля­ды­вал­ся, он слы­шал шорох лыж сзади и мер­ное при­выч­ное ды­ха­ние бой­цов. (5) Его гнев по­не­мно­гу стал спа­дать, самая боль­шая беда ми­но­ва­ла, он стал свы­кать­ся с тем, что их оста­лось во­семь. (6) Прав­да, пол­но­стью при­ми­рить­ся с этим было нель­зя. (7) Но труд­ный уча­сток они про­ско­чи­ли, и те­перь важно было не на­рвать­ся в ночи на какие-ни­будь ты­ло­вые части.

(8) Вско­ре на снегу на­ме­тил­ся не­боль­шой спуск, лыжи пошли вперёд легче, рукам стало сво­бод­нее. (9) В вет­ре­ном ноч­ном су­мра­ке слы­шал­ся сплош­ной шорох снега под лы­жа­ми. (10) Лей­те­нант ещё уве­ли­чил темп. (11) До­ро­га была даль­няя, даже слиш­ком даль­няя для одной ночи, и надо было спе­шить. (12) Тут он ещё пом­нил марш­рут, изу­чен­ный на­ка­ну­не по карте, и знал, что скоро опять пойдёт пойма всё той же ре­чуш­ки.

(13) Груп­па быст­ро дви­га­лась в серых ноч­ных су­мер­ках. (14) Беззвёздное небо сплош­ным по­ло­гом на­кры­ло зим­ний про­стор, в ко­то­ром туск­ло тем­не­ли раз­мы­тые пятна ку­стар­ни­ков, де­ре­вьев, бу­рья­на и ещё чего-то не­яс­но­го и за­га­доч­но­го. (15) Ра­ке­ты на пе­ре­до­вой све­ти­ли да­ле­ко сзади. (16) По­сте­пен­но лей­те­нант стал успо­ка­и­вать­ся: они про­рва­лись.

Про­чи­тай­те текст и опре­де­ли­те, какие из пе­ре­чис­лен­ных ниже утвер­жде­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста:

1) Рых­лый снег и ветки ку­стар­ни­ка ме­ша­ли бой­цам быст­ро пе­ре­дви­гать­ся.
2) Для бой­цов было важно не встре­тить ночью в пути ты­ло­вые части.
3) В ноч­ном су­мра­ке не было слыш­но ни звука.
4) Лей­те­нант со­всем не пом­нил марш­рут.
5) Лей­те­нант вёл груп­пу в сто­ро­ну ракет, ко­то­рые из­ред­ка вспы­хи­ва­ли и гасли да­ле­ко впе­ре­ди.
29.  
i

Пра­виль­ны­ми яв­ля­ют­ся утвер­жде­ния:

1) Глас­ные звуки яв­ля­ют­ся сло­го­об­ра­зу­ю­щи­ми.
2) Фра­зео­ло­гиз­мы, как и слова, могут быть мно­го­знач­ны­ми.
3) Ко­ли­че­ствен­ные чис­ли­тель­ные обо­зна­ча­ют ко­ли­че­ство пред­ме­тов как со­во­куп­ность.
4) При по­мо­щи суф­фик­сов об­ра­зу­ют­ся и новые слова, и формы слова.
5) Об­ра­ще­ние — вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния.
30.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) Ни­ки­та проснул­ся с пред­чув­стви­ем сча­стья, по­то­му что дол­жен был на­ко­нец прий­ти обоз с обе­щан­ным дедом Ни­ки­фо­ром по­дар­ком. (2) Маль­чик по­ско­рее одел­ся и вышел во двор.

(3) Утро было ясное и мо­роз­ное. (4) Над всей де­рев­ней сто­я­ли стол­бы си­не­го дыма. (5) За ночь на де­ре­вьях ещё гуще лёг иней, а огром­ные то­по­ля над пру­дом со­всем опу­сти­ли за­сне­жен­ные ветви.

(6) Вско­ре Ни­ки­та уви­дел, что на до­ро­ге, пра­вее де­рев­ни, по­яви­лись возы. (7) Один за дру­гим они вы­полз­ли из овраж­ка и по­пле­лись по до­ро­ге вдоль пруда к пло­ти­не. (8) Всего в обозе было шест­на­дцать саней. (9) Ло­ша­ди шли бодро, хло­па­ли кнуты, пар стоял над обо­зом.

(10) Пер­вым въе­хал на двор во главе обоза Ни­ки­фор, ко­ре­на­стый ста­рик в ва­лен­ках, об­мо­тан­ных верёвками. (11) Он обер­нул­ся и крик­нул тем, кто был по­за­ди:

(12)  — Эй, за­во­ра­чи­вай к ам­ба­рам, а по­след­ний воз к дому.

(13) Когда этот воз при­бли­зил­ся, Ни­ки­та не сразу понял, что на нём лежит. (14) Это было что-то боль­шое, стран­ной формы, зелёное, с длин­ной крас­ной по­ло­сой. (15) У маль­чи­ка за­би­лось серд­це. (16) На санях ле­жа­ла, скри­пя и по­ка­чи­ва­ясь, двухвёсель­ная кру­то­но­сая лодка. (17) Сбоку лодки из саней тор­ча­ли два зелёных весла и мачта с мед­ной ма­ков­кой на конце.

(18) Так вот какой был по­да­рок, обе­щан­ный дедом Ни­ки­фо­ром!

Ука­жи­те язы­ко­вые сред­ства, с по­мо­щью ко­то­рых свя­за­ны между собой 6 и 7-е пред­ло­же­ния тек­ста:

1) лек­си­че­ский по­втор
2) си­но­ни­ми­че­ская за­ме­на
3) союз
4) ме­сто­име­ние
5) оди­на­ко­вый по­ря­док слов
31.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—А30 и В1—В5

(1) Лей­те­нант резко взял с места, на­прав­ля­ясь к ку­стар­ни­ку, од­на­ко в рых­лом снегу лыжи сколь­зи­ли плохо, про­ва­ли­ва­ясь в глу­бо­кие колеи, из ко­то­рых тор­ча­ли лишь их изо­гну­тые концы. (2) А ветки ку­стар­ни­ка цеп­ля­лись за мас­ки­ро­воч­ный халат, сры­ва­ли с го­ло­вы ка­пю­шон. (3) На­вер­ное, чет­верть часа лей­те­нант про­ди­рал­ся через ку­стар­ник, пока на­ко­нец не вы­рвал­ся в поле. (4) Взгляд его был устремлён вперёд, лей­те­нант не огля­ды­вал­ся, он слы­шал шорох лыж сзади и мер­ное при­выч­ное ды­ха­ние бой­цов. (5) Его гнев по­не­мно­гу стал спа­дать, самая боль­шая беда ми­но­ва­ла, он стал свы­кать­ся с тем, что их оста­лось во­семь. (6) Прав­да, пол­но­стью при­ми­рить­ся с этим было нель­зя. (7) Но труд­ный уча­сток они про­ско­чи­ли, и те­перь важно было не на­рвать­ся в ночи на какие-ни­будь ты­ло­вые части.

(8) Вско­ре на снегу на­ме­тил­ся не­боль­шой спуск, лыжи пошли вперёд легче, рукам стало сво­бод­нее. (9) В вет­ре­ном ноч­ном су­мра­ке слы­шал­ся сплош­ной шорох снега под лы­жа­ми. (10) Лей­те­нант ещё уве­ли­чил темп. (11) До­ро­га была даль­няя, даже слиш­ком даль­няя для одной ночи, и надо было спе­шить. (12) Тут он ещё пом­нил марш­рут, изу­чен­ный на­ка­ну­не по карте, и знал, что скоро опять пойдёт пойма всё той же ре­чуш­ки.

(13) Груп­па быст­ро дви­га­лась в серых ноч­ных су­мер­ках. (14) Беззвёздное небо сплош­ным по­ло­гом на­кры­ло зим­ний про­стор, в ко­то­ром туск­ло тем­не­ли раз­мы­тые пятна ку­стар­ни­ков, де­ре­вьев, бу­рья­на и ещё чего-то не­яс­но­го и за­га­доч­но­го. (15) Ра­ке­ты на пе­ре­до­вой све­ти­ли да­ле­ко сзади. (16) По­сте­пен­но лей­те­нант стал успо­ка­и­вать­ся: они про­рва­лись.

Най­ди­те в тек­сте (среди пред­ло­же­ний 1—4) пред­ло­же­ние, свя­зан­ное с преды­ду­щим при по­мо­щи союза и лек­си­че­ско­го по­вто­ра. Номер пред­ло­же­ния за­пи­ши­те циф­рой (на­при­мер, 7) в об­ласть от­ве­тов.

32.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—А30 и В1—В5

 

(1) Гео­гра­фи­че­ская обо­лоч­ка яв­ля­ет­ся круп­ней­шим при­род­ным ком­плек­сом Земли. (2) И три внеш­ние обо­лоч­ки Земли  — ли­то­сфе­ра, гид­ро­сфе­ра, ат­мо­сфе­ра  — тесно вза­и­мо­свя­за­ны. (3) Так, газы ат­мо­сфе­ры про­ни­ка­ют в воду и в гор­ные по­ро­ды. (4) Вода про­са­чи­ва­ет­ся в зем­ную кору, раз­мы­ва­ет и рас­тво­ря­ет гор­ные по­ро­ды. (5) И далее ча­сти­цы гор­ных пород по­па­да­ют в ат­мо­сфе­ру, а рас­тво­ри­мые ве­ще­ства  — в воду. (6) Всё это про­ис­хо­дит при уча­стии сол­неч­но­го света и тепла. (7) В ре­зуль­та­те та­ко­го вза­и­мо­дей­ствия верх­ние слои ли­то­сфе­ры, вся гид­ро­сфе­ра и ниж­ние слои ат­мо­сфе­ры об­ра­зу­ют еди­ную си­сте­му  — гео­гра­фи­че­скую обо­лоч­ку.

 

(8) Усло­вия в гео­гра­фи­че­ской обо­лоч­ке бла­го­при­ят­ны для раз­ви­тия жизни. (9) Мил­ли­ар­ды лет назад в гео­гра­фи­че­ской обо­лоч­ке по­яви­лись ор­га­низ­мы, ко­то­рые затем на­ча­ли в ней раз­ви­вать­ся и рас­про­стра­нять­ся. (10) Впо­след­ствии они сами стали важ­ней­шим эле­мен­том гео­гра­фи­че­ской обо­лоч­ки, из­ме­нив и объ­еди­нив осталь­ные её части.

 

(11) Имен­но эти ор­га­низ­мы со­зда­ли «живую» обо­лоч­ку Земли  — био­сфе­ру. (12) Со­глас­но уче­нию о био­сфе­ре Вла­ди­ми­ра Ива­но­ви­ча Вер­над­ско­го, из­вест­но­го рус­ско­го учёного, ака­де­ми­ка, био­сфе­ра со­сто­ит из живых ве­ществ, то есть из всех жи­ву­щих на Земле ор­га­низ­мов, и не­жи­вых ве­ществ, со­здан­ных и пе­ре­ра­бо­тан­ных этими ор­га­низ­ма­ми. (13) Не­об­хо­ди­мо от­ме­тить, что био­сфе­ра на­хо­дит­ся в по­сто­ян­ном дви­же­нии: её раз­ви­тие про­дол­жа­ет­ся и в на­сто­я­щий пе­ри­од су­ще­ство­ва­ния пла­не­ты.

Най­ди­те в 9-м пред­ло­же­нии слово, в ко­то­ром зву­ков боль­ше, чем букв. За­пи­ши­те это слово в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.

33.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—А30 и В1—В5

(1) Лётчик вышел, тя­же­ло ка­ча­ясь, из ка­би­ны, упал на на­гре­тую солн­цем землю и так про­ле­жал без дви­же­ния не­сколь­ко часов. (2) Но к концу дня, когда солн­це на­ча­ло кло­нить­ся к за­ка­ту, он по­ше­ве­лил­ся, от­крыл глаза и при­слу­шал­ся. (3) Ему по­ка­за­лось, что сол­неч­ный свет шумит усы­пи­тель­но и рав­но­мер­но. (4) За­га­доч­ный этот звук за­ста­вил его сесть и осмот­реть­ся.

(5) Где-то да­ле­ко, почти на самом краю земли, про­кри­чал петух, а в ку­стах за­тре­ща­ла, вер­тясь, какая-то кро­шеч­ная птица с крас­ным хо­хол­ком. (6) «Земля»,  — ска­зал лётчик, и тяжёлый комок под­ка­тил к горлу. (7) Ни­ко­гда до этих пор он не знал и не думал, что Земля так тро­га­тель­на и так нежна.

(8) Го­ло­ва у лётчика кру­жи­лась. (9) И он не видел, как де­воч­ка лет две­на­дца­ти, обык­но­вен­ная меч­та­тель­ная де­воч­ка, лю­бив­шая бро­дить по скло­нам горы и пред­став­лять себя Зо­луш­кой, из­гнан­ной из дому, бе­жа­ла к нему. (10) Она за­ды­ха­лась. ( 11) Она сразу по­ня­ла, что про­изо­шло, что это лежит раз­бив­ший­ся лётчик. ( 12) Она пла­ка­ла и не вы­ти­ра­ла слёз, они сле­та­ли с её по­блед­нев­ших щёк и брыз­га­ли на её руки и свет­лое пла­тье, но после каж­дой тяжёлой слезы глаза де­воч­ки сияли всё боль­ше и боль­ше. (13) Лётчик, оч­нув­шись, уви­дел в этих гла­зах и ла­зурь, и блеск, и неж­ность, и страх за его жизнь, и лю­бовь, такую же неж­ную, как вен­чик со­вер­шен­но кро­шеч­но­го гор­но­го цвет­ка, ще­ко­тав­ше­го его щёку.

Най­ди­те в пред­ло­же­ни­ях 5 и 6 гла­гол со­вер­шен­но­го вида, пе­ре­ход­ный, 1-го спря­же­ния. За­пи­ши­те его в той форме, в ко­то­рой он упо­треблён в тек­сте.

34.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) В любое про­из­ве­де­ние ис­кус­ства, без со­мне­ния, вло­же­на душа и серд­це его со­зда­те­ля. (2) В филь­ме или спек­так­ле всё может быть не­на­сто­я­щим, бу­та­фор­ским: стены ком­на­ты, об­ста­нов­ка, вещи, од­на­ко же чув­ства ху­дож­ни­ка, его же­ла­нья, его раз­ду­мья все­гда на­сто­я­щие, под­лин­ные. (3) Они-то как раз и со­став­ля­ют осо­бую силу ис­кус­ства, спо­соб­ную рас­тро­гать и рас­ше­ве­лить са­мо­го сдер­жан­но­го че­ло­ве­ка. (4) Сколь­ко раз вы могли ви­деть, как после окон­ча­ния ки­но­кар­ти­ны вста­ют со своих мест зри­те­ли с ещё не про­сох­ши­ми сле­за­ми на гла­зах! (5) Сколь­ко раз, ве­ро­ят­но, вы и сами за­ли­ва­лись не­удер­жи­мым сме­хом, ни­сколь­ко не сму­ща­ясь тем, что во­круг вас сидят чужие люди.

(6) Мы по­то­му-то и любим ис­кус­ство, что оно за­хва­ты­ва­ет нас, обост­ря­ет наши чув­ства, по­буж­да­ет нас ста­но­вить­ся лучше, за­став­ля­ет стре­мить­ся к свет­лым и бла­го­род­ным целям. (7) По­сти­гая «веч­ное» и «не­пре­взойдённое», мы, кроме того, на­чи­на­ем ве­рить в то, что и в каж­дом из нас за­ло­же­но то пре­крас­ное, к чему зовёт нас ис­кус­ство.

(8) По моему глу­бо­ко­му убеж­де­нию, ис­кус­ство учит и вос­пи­ты­ва­ет не толь­ко зри­те­лей, но и са­мо­го ху­дож­ни­ка, твор­че­ский путь ко­то­ро­го тру­ден и тер­нист и не­ред­ко при­но­сит огор­че­ния и глу­бо­кие разо­ча­ро­ва­ния. (9) Как и во мно­гих дру­гих про­фес­си­ях, ра­бо­та твор­че­ско­го че­ло­ве­ка, без­услов­но, тре­бу­ет от него са­мо­от­вер­жен­но­сти, пол­но­го на­пря­же­ния всех сил. (10) Она за­би­ра­ет всё его время, все силы, но зато (я в этом уве­рен!) даёт ему ощу­ще­ние не­обы­чай­ной пол­но­ты и раз­но­об­ра­зия жизни.

Опре­де­ли­те, каким чле­ном пред­ло­же­ния яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное во 2-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

35.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) Как бы часто ты ни бывал в лесу, вся­кий раз он удив­ля­ет но­виз­ной впе­чат­ле­ний. (2) Есть осо­бен­ная ра­дость для души в свет­лой све­же­сти берёзовых рощ и в сдер­жан­ной силе ве­ко­вых дуб­рав, в та­ин­ствен­но­сти гу­стых ель­ни­ков и в шуме сос­но­во­го бора. (3) Ветка цве­ту­щей ивы, ог­нен­но-баг­ря­ный кле­но­вый лист, ко­рич­не­вая шляп­ка бо­ро­ви­ка, пение птиц и даже жуж­жа­ние шмеля  — всё это на­пол­ня­ет лес под­лин­ной по­э­зи­ей.

(4) А бы­ва­ли ли вы когда-ни­будь в Бе­ло­веж­ской пуще? (5) Её не­брос­кая, на пер­вый взгляд, кра­со­та об­ла­да­ет осо­бой при­тя­га­тель­ной силой, спо­соб­ной глу­бо­ко тро­нуть душу.

(6) Не­за­бы­ва­е­мое впе­чат­ле­ние про­из­во­дят древ­ние ве­ко­вые ель­ни­ки и мо­гу­чие дуб­ра­вы  — па­мять о тех пер­во­здан­ных лесах, ко­то­рые по­кры­ва­ли в про­шлом боль­шую часть Ев­ро­пы. (7) Дикий мир пущи не­обык­но­вен­но раз­но­об­ра­зен: он дре­муч и све­тел, угрюм и ра­до­стен, стар и молод. (8) Осо­бен­но жи­во­пис­ны здесь дуб­ра­вы, уди­ви­тель­но на­ряд­ные осе­нью, когда их мощ­ные кроны на­ли­ва­ют­ся яр­ки­ми крас­ка­ми.

(9) Здесь ни­ко­гда не бы­ва­ет скуч­но! (10) Ведь каж­дая тропа, уво­дя­щая вглубь, таит ра­дость новых от­кры­тий. (11) И, по­сти­гая их шаг за шагом, как будто по­па­да­ешь в зелёный, пол­ный уди­ви­тель­ной жизни храм, омы­тый бла­го­дат­ны­ми до­ждя­ми, про­гре­тый жар­ким солн­цем, напоённый за­па­хом хвои, цве­тов и трав. (12) Так да­вай­те же бе­речь Бе­ло­веж­скую пущу  — наше на­ци­о­наль­ное до­сто­я­ние!

Опре­де­ли­те вид под­чи­ни­тель­ной связи в сло­во­со­че­та­нии, вы­де­лен­ном в 11-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

36.  
i

В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии до­пу­ще­на ор­фо­гра­фи­че­ская ошиб­ка. Най­ди­те слово с ошиб­кой и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в ис­прав­лен­ном виде (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте).

 

Солн­це уже успе­ло под­нять­ся, и море под ним го­ре­ло ро­зо­ва­тым се­реб­ром сараи, сады, дачи были тёплого те­лест­но­го цвета, а на земле ле­жа­ли длин­ные хо­лод­ные тени.

37.  
i

В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии до­пу­ще­на ор­фо­гра­фи­че­ская ошиб­ка. Най­ди­те слово с ошиб­кой и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в ис­прав­лен­ном виде (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте).

 

Эти меры за­щи­тят по­ли­ти­ков от не­доб­ро­со­вест­ной кон­ку­рен­ции, а граж­дан  — от по­то­ка дез­ин­фор­ма­ции, ко­то­рый гро­зит по мере при­бли­же­ния дум­ских вы­бо­ров за­хлес­нуть все рос­сий­ские ин­фор­ма­ци­он­ные ка­на­лы.

38.  
i

Опре­де­ли­те спо­со­бы об­ра­зо­ва­ния слов и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  за­твер­де­ние

Б)  пре­слад­кий

В)  до­бе­ла

Г)  на­во­е­вать­ся

1)  при­ста­воч­ный

2)  при­ста­воч­но-суф­фик­саль­ный

3)  суф­фик­саль­ный

4)  пост­фик­саль­ный

5)  при­ста­воч­но-пост­фик­саль­ный

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б3В4Г2.

39.  
i

Опре­де­ли­те мор­фем­ный со­став слов и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы.

А.   удивлённый

Б.   по­чер­нев

В.   болт­ли­вость

Г.   об­но­воч­ка

1.   ко­рень + суф­фикс + окон­ча­ние

2.   ко­рень + суф­фикс + суф­фикс + окон­ча­ние

3.   при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + суф­фикс

4.   при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + окон­ча­ние

5.   при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + суф­фикс + окон­ча­ние

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

40.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и их ха­рак­те­ри­сти­кой:

А.   На какой ма­ши­не ездил пре­зи­дент Буш в Москве и какие ха­рак­те­ри­сти­ки у этого ав­то­мо­би­ля?

Б.   Как го­во­рят ан­гли­ча­не, про­ве­рить пу­динг — это зна­чит, съесть его.

В.   Закон тайги прост: каким путём вошёл, таким и вы­хо­ди.

Г.   Хотя эту книгу давно уже не чи­та­ют, она сыг­ра­ла эпо­халь­ную роль в рус­ской ли­те­ра­ту­ре.

1)  про­стое осложнённое пред­ло­же­ние

2)  слож­но­со­чинённое пред­ло­же­ние

3)  слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние

4)  бес­со­юз­ное слож­ное пред­ло­же­ние

5)  слож­ное пред­ло­же­ние с раз­ны­ми ви­да­ми связи

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.